19 мая в амфитеатре парка «Алые паруса» прошел бизнес-пикник для предпринимателей малого и среднего бизнеса Воронежа. Встреча прошла в рамках празднования Дня российского предпринимательства.
Первым в списке мероприятий стоял чемпионат на сегвеях. Размялись, согрелись и поборолись за необычный приз — завтрак с Геннадием Чернушкиным. Трапезничать и общаться с известным предпринимателем отправится Антон Чернасов, генеральный директор «Союз Электро». Трассу он прошел быстрее всех — за 37, 34 сек. Автор этих срок также установил своеобразный рекорд — дольше моих трех минут никто проехать не смог.
Как дела на «Крыше»
К началу круглого стола под открытым небом собралось более 70 представителей воронежского бизнеса. Екатерина Кокорина, совладелец хостела «Крыша» (того самого, который одобрила Лена Летучая из «Ревизорро») рассказала на личном опыте о сложностях работы с персоналом.
Чтобы с сотрудниками не было проблем, Катя посоветовала прописывать все до мелочей. Составить подробные чек-листы на каждое действие, создать в google-docs таблицы по всем направлениями, которые важны компании, и обязательно установить ip-камеру на месте ответственного сотрудника — администратора, секретаря, менеджера и пр. По словам спикера, если человек не готов работать с включенной камерой, значит, он не может гарантировать качественный сервис. Следовательно, пользы от такого работника будет немного.
Принципы работы, которые применяют в хостеле «Крыша»:
- На любой входящий запрос нужно отвечать немедленно.
Под «немедленно» понимается 15 минут на обращение в социальных сетях или по почте и 15 секунд (!) на вопрос при переписке в чате.
- Главное в звонке от потенциального клиента — перехватить инициативу. Чтобы вопросы задавал не он, а представители компании.
- Сотрудники должны четко понимать, за что они могут «схлопотать» от начальства.
- Администратор (или любой ответственный сотрудник) должен уметь решить абсолютно любую проблему клиента.
- Руководителю нужно уметь понимать целевую аудиторию персонала — тех, кто может к вам прийти работать. И под эту аудиторию подстраивать условия и прописывать обязанности.
- Нельзя допускать, чтобы сотрудники перекладывали обязанности друг на друга.
- Стоит позаботиться о безопасности и удобстве персонала.
Возможно, некоторые из этих принципов приживутся и в вашей компании.
Подслушано:
«Прописывайте всё до мелочей. Даже уборщица может создать негативное впечатление о вашем месте!»
Что еще, кроме кнута и пряника?
Ирина Веретенникова, директор макрорегиона Юг компании HeadHunter, рассказала про нематериальные способы мотивации персонала, которые, судя по опросам, намного опережают материальные. В кризис они особенно актуальны, так как, по словам спикера, гонка больших зарплат уже прошла, и нужно находить новые способы привлечения и удержания сотрудников. Уровень зарплаты доставляет удовольствие только в первый год-полтора работы. Дальше нужно что-то, что позволит человеку не терять интерес к компании, чувствовать себя в ней незаменимым.
Нематериальная мотивация зачастую ничего не стоит фирме, но может поднять дух сотрудников. Что это может быть:
- известный бренд (людям хочется работать в популярной организации),
- личность руководителя (должен быть авторитетом, быть близок к подчиненным, интересоваться их жизнью),
- корпоративное обучение,
- гибкий график работы,
- доступ к информации.
«В кризис особенно важно разговаривать с людьми, — поделилась Ирина Веретенникова. — Согласно нашим опросам около 60% человек боятся потерять работу, но только 25% компаний планируют сокращать штат. Но сотрудникам об этом не говорят! Любая дополнительная информация для ключевых работников очень важна».
Возьмите на заметку прием одной компании, которая каждый год рассылает благодарности… родителям своих сотрудников. Мы не так гордимся собой как успехами своего ребенка. Одно письмо — и сын или дочь будут стремиться заработать новые «пятерки», то есть лучше выполнять свою работу.
По словам Ирины, не стоит использовать штрафы. Они порождают лишь обиду, но никак не желание немедленно исправить свои недочеты.
Подслушано:
Генеральный директор HeadHunter Юрий Вировец на каждом праздновании дня рождения компании падает лицом в торт. Место из-под лица директора считается самым счастливым кусочком, и за ним выстраивается очередь задолго до празднования.
Учитесь удивлять СМИ
Артем Сокольников, главный редактор журнала DeFacto, рассказал предпринимателям, как привлечь внимание медиа. По его мнению, успешному сотрудничеству и продвижению мешают некоторые мифы.
Миф 1. Все публикации о бизнесе платные.
Этот миф подтверждается лишь отчасти. Артем поделился, что, например, о компании, которая занимается заморозкой тела после смерти, они написали бесплатно. Уж, больно, бизнес был необычным.
Миф 2. Если информация интересна руководителю фирмы, она априори будет интересна всем.
«Из 100 пресс-релизов, которые приходят в нашу редакцию, только 2 доходят до бесплатной публикации», — раскрыл статистику главред известного делового издания.
Хотите, чтобы ваше письмо попало в папку «Прочитать», учитесь удивлять, а также добавляйте в сообщения хотя бы небольшие прогнозы, статистику, претензию на анализ.
Миф 3. Информацию можно продать только главному редактору.
Учитывайте, что часть зарплаты журналистов некоторых изданий зависит от интересных историй, которые он нашел, и персон, которых смог привлечь в публикации.
Этот совет от главного редактора стоит внести в записную книжку: «Зайдите на сайт интересующего вас издания, найдите контакт журналиста, который освещает ваше направление, и пригласите его на кофе. Кофе журналисты любят. Только не платите ему денег! Этого не любит главный редактор».
Миф 4. Представители бизнеса считают, что одной точки контакта с редактором СМИ будет достаточно. «Чем больше вы вкладываете в отношения, тем больше вы потом сможете из них извлечь, — говорит Артем Сокольников. — Но будьте готовы, что вам позвонят в выходной и попросят дать комментарий или дать контакт кого-то из ваших знакомых».
Подслушано:
«Сначала, пока работала совесть, отвечал на каждое послание. Сейчас, когда такой компонент психики отключился, письма отправляются в корзину».
Чек-лист: что мешает бизнесу
Галину Абричкину дождались не все. Но, по мнению тех, кто остался, оно того стоило. И я не про селфи с руководителем Департамента предпринимательства и торговли Воронежской области, которое самые смелые сделали после ее выступления.
Вместо лекции она предложила провести игру. Участники разделились на три команды и попробовали составить рейтинг причин, которые мешают развитию предпринимательства в России. После обсудили все списки и вывели общий.
- Образование.
- Прозрачность в вопросе выхода на рынок.
- «Кофейная гуща» (= нестабильность экономики).
- Высокие налоги.
- «Дорогие» деньги (стоимость финансирования).
- Недобросовестная судебная система.
- Отсутствие бизнес-этики.
Общение было настолько непринужденным, что Галина Борисовна несколько раз повторяла «Это же не под запись. Камеры ведь выключены? Тогда продолжаем».
«Учить всех и вся — пустая трата времени. Вкладываться нужно только в тех, у кого есть потенциал», – завершила она свое выступление и предложила в течение трех дней прислать на ее личную почту предложения по обучающим мероприятиям, которые можно было бы провести для предпринимателей.
Подслушано:
Любимая цитата Галины Абричкиной: «Все великие достижения прогресса делаются в результате хорошо организованного насилия» («Сингапур»).
В рамках Премии Столля пройдут и другие интересные мероприятия. Следите за афишей!
Наталья Жилякова