В рамках второй ежегодной премии имени Вильгельма Столля в ресторане «Гармошка» состоялся менторский завтрак с участием корифея бизнеса Александра Соловьева. На встречу с экс-председателем ЦЧБ Сбербанка России пришли набраться опыта молодые предприниматели, которых волновал весьма широкий спектр проблем: от управления «трудными» кадрами до выхода на крупных федеральных заказчиков. В итоге общение с бизнес-гуру заняло без малого три часа. Корреспондент «Абирега» понаблюдал за необычным завтраком и выбрал самые интересные изречения Александра Соловьева.
Участники делового завтрака:
- Александр Соловьев — экс-председатель ЦЧБ Сбербанка России
- Анна Вдовиченко — «Стерх», участник кейс-сессии
- Епифанов Дмитрий — «Архи+», участник кейс-сессии
- Андрей Парфенов — «Студия Парфенова»
- Наталья Григорьева — частный инвестор
О начинающих бизнесменах
Свои предпринимательские способности лучше всего проверять где-нибудь на наемной работе, потому что начать с нуля и добиться чего-то сейчас достаточно сложно. 10—15 лет назад большинство предпринимателей опыта не имели, рынок был открыт. Теперь же любой, кто хочет заниматься бизнесом, сразу попадает в сферу жесткой конкуренции.
Об оценке своих возможностей
Каждый должен брать ту ношу, которую способен нести. В системе английского управления персоналом есть подход, который определяет уровень человека. Например, если твой уровень, условно говоря, четвертый, то и работу ты должен искать соответствующую. Очень многие у нас берутся за любую работу, которую им предлагают, считают, что это нормально. Но я думаю, что человек должен здраво оценивать свои способности. И лучше быть лучшим на своем уровне, чем средним или худшим – на более высоком.
О кадровом резерве
Работа с персоналом — это не только выстраивание отношений с топ-менеджерами, с командой управленцев, но и умение работать с персоналом среднего звена. Потому что на них все держится. В Советском Союзе была выстроена серьезная система работы с кадровым резервом, в современной России мы и близко к ней не приблизились. Подготовка начиналась с самых низов — резерв на мастеров, начальников цехов, и так вплоть до генеральных директоров. Из резерва постоянно «вытаскивали» талантливых людей, и их не просто учили, их направляли и проверяли их знания на практике.
Я, например, за всю жизнь только один раз сменил работу по собственному желанию. Всегда партия мне говорила «надо». Сначала я был рабочим на «Электросигнале», меня увидели — как я выступаю, как отстаиваю идеи — и предложили перейти на комсомольскую работу. Затем — начальник цеха, начальник отдела технического контроля. Выйдя на определенный уровень, я попал в резерв министерской должности, проходил курсы подготовки генеральных директоров, проходил стажировки, получал опыт.
Любые направления можно «закрыть» правильными кадрами
В советское время человека, который умел работать с персоналом, как правило, системно повышали и в определенный период давали ему нужные знания. Представляете, я экономистом никогда не работал, а мне сказали: «Умеешь работать с людьми — разберешься». И через 3-4 месяца я уже не хуже любого экономиста знал все, что нужно. Любой человек с базовым уровнем знаний может понять эти вещи, а вот умение работать с людьми формируется чуть ли не с детского сада, со школьной скамьи.
Если ты умеешь работать с людьми, ты всегда знаешь, кого с собой взять, чтобы решить проблему. Любые направления можно «закрыть» правильными кадрами. Я же никогда не говорил, что я банкир. Меня также бросили «на банк», и я сидел день и ночь — разбирался в деле с главными экономистами. Разобраться в банковских системах любой сможет, а вот сколотить коллектив, найти людей, которые искренне будут делать свою работу — единицы. Поэтому в любом бизнесе самое важное — уметь выстраивать отношения в коллективе.
О «трудном» коллективе
Попасть работать в коллектив, где все хорошие, — это удовольствие. Но ты никогда не станешь серьезным руководителем. Нет ничего сложного в том, чтобы объездить спокойную лошадь: на нее сел — она и поехала. То ли дело — жеребца, скакуна, который выбрасывает из седла. Поэтому я всегда старался работать с любым, даже самым сложным по характеру человеком. Талантливые люди обычно сложные, они знают себе цену. И как раз с ними нужно уметь найти правильный уровень взаимодействия. Главное здесь — давать возможность двигаться по ступеням, работник должен знать, что за хорошую работу он рано или поздно получит повышение.
Об эмоциях
В жизни получается так, что всю свою эмоциональную перегрузку ты вымещаешь на друзьях и близких. Но если рядом человек, который недостаточно тебя знает, то ты должен держать себя в руках. Опыт приходит со временем. Я холерик по темпераменту и все время учился сдерживаться.
О «выгорании»
В моем понимании, если человек эмоционально «выгорает», то он попадет в психушку. А простая усталость — это другое, это значит, что тебе нужно выехать на рыбалку, переключиться на другую работу, заняться чем-то другим. «Добило» тебя направление, в котором ты работаешь, — так есть же еще направления, которые могут быть интересны.
Самое сложное — это не к другому найти подход, а к самому себе. Если ты будешь работать над подчиненным, то и над собой будешь работать. И не допустишь полного «выгорания». Вовремя увидеть «перегрев» и уйти в отпуск без содержания — тоже важный навык, который человек должен знать и применять.
О конкуренции
Россия находится в том состоянии, когда копировать западную экономику абсолютно неверно. Сегодня мы должны делиться опытом, думать не о том, как обанкротить конкурента, а о том, как помочь ему. Раньше формат был другой: «У Ивана Ивановича проблемы, помоги, брось своих спецов» — «Не вопрос». Сейчас так уже не отзываются, потому что Иван Иванович — конкурент. Но это конкуренция внутри страны, а внешней конкуренции у нас еще и близко нет, особенно с введением эмбарго. Мы пока не можем заменить иностранную продукцию, создать такие условия, чтобы наш товар стал конкурентным за пределами России. А ведь это особенно важно после снятия санкций, что рано или поздно произойдет. Нужно не закрываться в своем «мирке», а делиться лучшим опытом, технологиями и двигаться к той большой цели, которую, надеюсь, все мы с вами преследуем — чтобы Россия стала во всех отношениях могущественной страной.
О рынке
Просто идиотизм, что Бог дал нам такие территории, такие запасы природных ресурсов, а мы их не используем достаточно эффективно. И пока не появится осознание, пока не появится желание грамотно реализовать этот потенциал, подвижки будут незначительными. Власть зачастую придерживалась точки зрения, что, мол, рынок сам все сделает. Но такая позиция справедлива там, где рынок существует столетиями. А у нас он молодой, разобщен, не развит. Ему нужна организующая роль, которую могут взять на себя или общественные формирования типа «Лидера», или правительство, которое разрабатывает конкретные программы. Такой подход в последние годы в нашей стране стал появляться.
Я всегда старался работать с любым, даже самым сложным по характеру человеком
О проектах
Сегодня настало время, когда серьезные проекты в одиночку не делаются. Бизнесмены начинают группировать усилия, в том числе капиталы. Появляется возможность увидеть, кто на что способен. Раньше такого не было: кто-то как-то заимел капитал — и ладно.
Будучи банкиром я, конечно же, научился работать с ценными бумагами и сейчас могу зарабатывать деньги, спекулируя на бирже. Но я никогда этим не занимался и не планирую. Вместе со своими коллегами мы создаем рабочие места и зарабатываем деньги за счет организации производства, в первую очередь в сельском хозяйстве. Мы изучаем эти направления и ни в торговлю, ни в ресторанный бизнес свои деньги не вкладываем. Потому что бизнес, построенный «на земле», всегда будет конкурентным, будет работать десятилетиями и выполнять и государственную задачу, и твою личную. Да, ты не получишь 30% прибыли, как в ресторанном бизнесе, ты получишь 5%. Но мне и этих 5% за глаза хватает.
Сегодня настало время, когда серьезные проекты в одиночку не делаются
Я считаю, что направление сельского хозяйства куда более перспективное, чем любое другое. Я не ученый, я отталкиваюсь от того, что знаю, от того, где я вырос. Я развиваю бизнес, который понимаю.
О правильных партнерах
Сегодня есть хорошая возможность рекламировать себя не через СМИ и медиасферу, а через клиентов, с которыми ты работаешь. Можно также найти партнера, который имеет высокий авторитет в экономике региона, и примкнуть к нему на каких-то условиях. Наступает такой период, когда в выигрыше остается тот, кто умеет найти себе правильного партнера.
О менторстве
В условиях жесткой конкуренции крайне важно сегодня повышать эффективность бизнеса, заниматься качеством продукции, снижением ее себестоимости, а это значит — постоянно внедрять новые технологии, системы управления. И без научного подхода эту задачу решить крайне сложно. Я считаю, что в ближайшие годы появится осознанная потребность в людях, которые будут заниматься изучением передового опыта и новаций, внедрением современных технологий.
Сегодня все напуганы и стараются никого в бизнес не пускать. Но ведь для ментора это и не обязательное условие — получить долю капитала, можно работать за деньги. Предприятия заинтересованы в опытном человеке с хорошей деловой репутацией, который может постоянно отслеживать ситуацию, имея при этом «кровный» интерес к результату.
Допустим, в фирмах, где собственник примерно моего возраста, главная проблема — что будет, когда его не станет. Если нет детей, которые смогут подхватить бизнес, как создать систему управления капиталом? Ведь развалить предприятие ничего не стоит. На мой взгляд, нужна такая система, где функции собственника и генерального директора будут разделены. Не нравится руководитель — можно сменить. Но при этом и его нужно уметь грамотно замотивировать, чтобы он «вкалывал» как собственник. Со всеми этими задачами может справиться опытный ментор.
А сейчас многие руководители компаний считают, что они самые умные, не нужны им эти менторы. В результате делают ошибки, теряют прибыль.
Я считаю, что менторство в скором времени станет одним из важнейших бизнес-направлений в России. Его сложно реализовать, но оно будет очень востребовано.
Агентство бизнес информации ABIREG.RU (25.05.2016) специально для Премии Столля